Система методической работы
Система методической работы на муниципальном уровне основывается на понимании целей, задач, тенденций развития образования, определяемых современной государственной образовательной политикой, создании условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников, обеспечения общественно-профессионального участия в решении вопросов развития муниципальной системы образования г. Зверево.
Изменения в федеральной и региональной нормативно-правовой базе, содержании преподаваемых учебных предметов, внесением изменений во ФГОС начального общего и основного общего образования, появлением новых функциональных обязанностей у педагогических работников в связи с утверждением профессиональных стандартов и реализацией плана мероприятий «дорожная карта» по формированию и введению национальной системы учительского роста), региональных проектов в рамках Национального проекта «Образование», требуют обновления подходов к организации деятельности муниципальной методической службы посредством: внедрения активных форм методической работы (семинары, вебинары, мастер-классы, обмен опытом и лучшими педагогическими практиками, педагогические конкурсы, выполнение заданий всероссийских и международных исследований качества образования), интеграции ресурсов муниципальной системы образования (в т.ч. инновационных образовательных учреждений) при максимальном использовании дистанционных образовательных технологий, создании точек профессионального и карьерного роста молодых педагогов (до 35 лет) через систему наставничества.
Методическая работа в г. Зверево направлена на повышение качества образования посредством создания единого информационно-методического пространства, обеспечения условий для деятельности общественно-профессиональных структур, стимулирования инновационных подходов к организации методической работы на уровне муниципалитета и образовательной организации, оказания адресной помощи педагогу с учетом результатов статистических данных, прямо или косвенно подтверждающих наличие профессиональных дефицитов педагогических работников, результатов изучения их удовлетворенности качеством методического сопровождения.
Методическое сопровождение деятельности образовательных организаций города Зверево осуществляется с учетом специфики конкретной образовательной организации: характером реализуемой образовательной программы, уровнем развития профессиональной компетентности педагогических кадров, наличием актуальных для педагогов и образовательной организации в целом проблем методического характера.
Цель, задачи, принципы методической работы
Миссия: создание условий для непрерывного развития профессионального мастерства педагогических и управленческих работников с целью обеспечения качества образования и достижений обучающихся.
Цели методической работы:
- оказание реальной, действенной методической помощи педагогу, с учетом результатов статистических данных региональных, федеральных, международных исследований и содержательных мониторингов, выявленных в т.ч. в курсовой и межкурсовой периоды и характеризующие его профессиональные дефициты;
- создание условий для профессионального и карьерного роста педагогов, в том числе через систему профессиональных конкурсов, научно-практических конференций, деятельности муниципальных профессиональных сообществ, реализацию муниципальных образовательных проектов;
- проектирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов, основанной на обновлении организационных и содержательных подходах к системе повышения квалификации педагогических работников, способствующей повышению качества образовательного процесса;
- изучение передового педагогического опыта педагогических работников, образовательных организаций г. Зверево, обобщение и трансляция лучших образовательных практик.
В соответствии с миссией и целью методическая работа основывается на следующих принципах:
- принцип научности – выстраивание системы методической работы в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической науки и с опорой на лучшие педагогические практики;
- принцип субъектности – активное участие педагогов и руководителей в инновационной образовательной деятельности на уровне образовательного учреждения, муниципалитета;
- принцип дифференцированного подхода – учет индивидуальных особенностей каждой личности педагога и руководителя, его профессиональных дефицитов при планировании и организации методической работы в курсовой и межкурсовой периоды;
- принцип открытости – способность к распространению и обобщению собственной профессиональной педагогической и управленческой практик на разных образовательных уровнях; умение проводить саморефлексию и позитивно относиться к коллективной рефлексии;
- принцип коллективности – мотивированное участие в профессиональном педагогическом сообществе (в том числе в сетевых сообществах);
- принцип проектной команды – участие всех педагогов одного образовательного учреждения как единого целого в решении задач обеспечения качества образования, создании новых сущностей в образовании;
- принцип преемственности, обеспечивающий механизм непрерывного развития методической работы и эффективность всех ее компонентов: целеполагания, ресурсов и условий обеспечения методического процесса, его содержания, организационных форм, контроля и диагностичности процесса и результатов, регулирования и коррекции.
Направления системы методической работы:
- изучение профессиональных дефицитов педагогических работников на муниципальном уровне, выбор форм взаимодействия с методическими объединениями образовательных организаций;
- организация обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогических работников, руководителей образовательных организаций г. Зверево по актуальным направлениям развития образования;
- организация и проведение научно-практических конференций, форумов, семинаров, совещаний, вебинаров и других мероприятий по актуальным проблемам образования;
- организация стажировок на базе муниципальных ресурсных, методических площадок;
- организация и проведение муниципальных конкурсов профессионального мастерства педагогических работников г. Зверево;
- методическое сопровождение реализации целевых программ, проектов в сфере образования на муниципальном уровне;
- развитие профессиональной и личностной мотивации педагогов через организацию работы с молодыми педагогами, реализацию системы наставничества на муниципальном уровне, вовлечение педагогов в конкурсы профессионального мастерства;
- обобщение передовых педагогических практик и их трансляция в массовую педагогическую практику, сопровождение деятельности:
- муниципальных ресурсных площадок;
- муниципальных методических площадок;
- муниципальных проблемно-творческих групп педагогических работников;
- организация и сопровождение деятельности профессиональных сообществ педагогических работников г.Зверево:
- городских методических объединений (по направлениям деятельности, предметам).
Показатели, методы сбора информации
Оценка эффективности системы методической работы в г.Зверево в настоящее время включает следующие показатели:
- соответствие содержания и организации методической работы специфике образовательных организаций;
- организация и результативность участия педагогических работников в конкурсах профессионального мастерства;
- организация системы поддержки молодых педагогов и/или системы наставничества;
- сопровождение деятельности городских профессиональных сообществ;
- оказание методической и консультативной помощи муниципальным образовательным организациям и отдельным педагогам по вопросам реализации профессиональной деятельности;
- изучение профессиональных потребностей и дефицитов работников образовательных организаций;
- прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников;
- создание условий для развития муниципальной системы образования, обобщения и трансляции лучших образовательных практик;
- включение в практико-ориентированную деятельность руководящих и педагогических работников;
Оценка обеспеченности методической помощью педагога, в соответствии с Региональной системой методической работы:
на муниципальном уровне:
Наличие системы выявления профессиональных затруднений педагога (выявляются в процессе до, после курсовой подготовки, на уровне профессиональных запросов образовательной организации, анализ данных по итогам сдачи учащимися ГИА, других оценочных процедур):
- предметная компетентность;
- методическая компетентность;
- психолого-педагогическая компетентность;
- коммуникативная компетентность.
Наличие на муниципальном уровне методических структур, обеспечивающих методическую помощь учителю в ликвидации его профессиональных затруднений.
На уровне образовательной организации:
- Нормативно-правовые документы школьной методической деятельности, соответствующие целям и задачам организации;
- структура и содержание ВСОКО;
- наличие аналитических материалов по оценке уровня сформированности компетенций учителя (в основе Профессионального стандарта педагога);
- наличие индивидуальных методических систем отдельных преподавателей;
- система выявления, обобщения, тиражирования, внедрения лучших практик педагогов;
- наличие системы поддержки молодых педагогов и системы наставничества.
Городские методические объединения
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
План методических семинаров для директоров общеобразовательных организаций на 2022 год
График проведения семинаров-практикумов для заместителей директоров по УВР на 2022 год
План работы по проведению мероприятий заместителей директоров по воспитательной работе на 2022 год
План методических семинаров для педагогов-психологов на 2022 год
План методических семинаров для руководителей школьных методических служб на 2022 год
Муниципальный мониторинг деятельности школьных методических служб