MENU

Методическая служба как ресурс непрерывного профессионального роста педагогических работников

Аннотация. Статья посвящена работе муниципальной методической службы как средства непрерывного роста профессиональных компетенций педагогических работников. Автором представлена модель организации научно-методического сопровождения педагогических и управленческих кадров в рамках реализации обновленных ФГОС в пределах одного муниципального образования с целью достижения планируемых результатов по развитию системы обеспечения профессионального развития педагогических работников и последующего повышения качества образования.

Ключевые слова. Методические объединения, кадровый потенциал, обновленный ФГОС, профессиональный рост, матричная модель управления.

Высокий уровень требований обновленных ФГОС к содержанию и кадровому обеспечению образовательных программ ведет к необходимости методического сопровождения деятельности педагогов, испытывающих затруднения и профессиональные дефициты, а также внедрения системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров.

На территории муниципального образования "Город Зверево" эта задача решается в соответствии с приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 18.07.2022 №718 путем создания условий для непрерывного повышения квали-фикации управленческих и педагогических работников, что является одним из основных направлений деятельности муниципальной методической службы при реализации мероприятий по сопровождению внедрения обновленных ФГОС.

Адресная поддержка педагогических работников оперативно осуществляется путем тесного взаимодействия городских методических объединений, выступающих субъектами муниципальной методической службы.

Исходя из запросов, потребностей педагогических и руководящих работников, а также приоритетных направлений образовательной политики, стратегической целью развития муниципальной системы методической работы выступает создание единого городского содержа-тельно-деятельностного пространства, объединяющего научно-методические, кадровые, организационные ресурсы для реализации стратегий повышения качества образования в муниципалитете, тогда как основными задачами работы методической службы избраны:

  • обеспечение успешной адаптации молодых педагогов, развитие института наставничества;
  • создание условий для профессионального и карьерного роста педагогов;
  • обеспечение научно-методического сопровождения педагогов;
  • формирование культуры сетевого взаимодействия.

Деятельность 15 методических объединений города Зверево базируется на использовании современных технологий партнерства, со¬трудничества, наставничества, организации взаимодействия и взаимообучения работников образования.

В организационную модель муниципальной методической службы входят как постоянные, так и временные структурные элементы, которые могут накладываться друг на друга.

Постоянные структурные элементы муниципальной методической службы - методический кабинет Отдела образования Администрации города Зверево и городские методические объединения.

Структура и штатное расписание методического кабинета определяются Администрацией города Зверево.

Городские методические объединения педагогических работников распределяются по образовательным областям или направлениям образовательной деятельности (например, ГМО учителей химии и биологии, ГМО педагогов дополнительного образования и т.д.).

Временные субъекты структуры муниципальной методической службы - проектные или экспертные группы педагогических работников, созданные под руководством опытных, компетентных педагогов (например, руководителей ГМО] для решения конкретных актуальных проблем в рамках внедрения матричной модели межшкольного управления, главные характеристики которой - структурная гибкость и способность адаптироваться к различного рода изменениям.

На практике функционально-целевая, или матричная, модель управления - это структура, предполагающая возможность подчинения одновременно нескольким руководителям с целью решения поставленной задачи. То есть данная организационная модель представляет собой способ конгломерации в целевые группы специалистов с разными уровнями знаний, умений и навыков на условиях подчинения как непосредственному руководителю, так и руководителю целевого проекта.

Главной особенностью матричной модели считается возможность ее внедрения в отдельные структурные компоненты организации с целью регулирования степени погружения ответственной группы в поставленную задачу.

Если в случае применения линейной структуры управления информацию и задачи руководство передает по вертикальной иерархии, то взаимодействие между специалистами отдельных категорий или организаций может быть затруднено. Использование матричной модели управления позволяет обеспечить непосредственную связь между специалистами вне зависимости от их позиции в организации и облегчает внедрение обновленных ФГОС.

Матричная модель управления

Рис.1 Матричная модель управления

Функционально-целевая модель управления создается путем совмещения линейной (вертикальной) иерархии и программно-целевой структуры:

  1. по вертикали ("отдел образования" - "директора-администрация" - "педагогические работники") менеджмент касается основных сфер деятельности образовательных организаций: воспитания, образовательного процесса и т.д.;
  2. по горизонтали (целевые группы) - только отдельных задач,проектов или тем (например, реализация обновленных ФГОС).

То есть при внедрении матричной структуры управления городские методические объединения выступают целевыми группами, в которые входят педагогические работники образовательных организаций города, а руководители ГМО становятся менеджерами конкретных программ, за помощью в реализации которых администрация любой из школ может обратиться. Таким образом, специалисты отдела образования и администрации образовательных организаций решают, что и когда должно быть реализовано, а руководители ГМО на заседаниях - как это можно сделать.

Подобная модель межшкольного взаимодействия нацелена на непрерывность профессионального развития педагогических работников, их тесное сотрудничество на всех образовательных уровнях и, как следствие, устранение профессиональных дефицитов.

Точечно повышать профессиональную компетентность педагогических кадров, способствовать их адаптации в коллективе и стимулировать интерес к осуществляемой профессиональной деятельности помогает развитие системы наставничества в муниципальном образовании "Город Зверево".

Для максимального охвата различных категорий педагогических работников в образовательных учреждениях устанавливают наставничество над следующими сотрудниками:

  • впервые принятыми на работу и не имеющими опыта выполнения должностных обязанностей по специальности;
  • принятыми на работу после перерыва в осуществлении трудовой деятельности продолжительностью более полугода;
  • переведенными на другую должность, требующую приобретения новых практических навыков и повышения профессиональных компетенций.

Таким образом, на данный момент в муниципальном образовании "Город Зверево" целевой моделью наставничества охвачены 19 педагогических работников, из которых 12 не достигли возраста 35 лет и при этом имеют стаж работы менее 3 лет.

Наставниками для сотрудников, нуждающихся в помощи, выступают опытные, методически подготовленные работники, пользующиеся авторитетом в коллективе, обладающие высокими профессиональными и моральными качествами, а также имеющие опыт работы по специальности не менее пяти лет.

Реализуемая ими система (целевая модель) наставничества характеризуется, в первую очередь, личностно-ориентированной направленностью и подразумевает необходимость регулярного взаимодействия наставляемого и наставника по составлению, реализации, коррекции и оцениванию персонализированной Дорожной карты, что позволяет решить личностные, профессиональные и социальные проблемы конкретного педагога.

В дополнение к целевой модели наставничества на реализацию стратегической цели муниципальной системы методической работы по формированию структурной целостности педагогической деятельности каждого работника и развитию его профессиональной компетентности влияет своевременное прохождение педагогическими кадрами курсов повышения квалификации, что в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов становится еще актуальнее.

С начала 2022 года в муниципальном образовании "Город Зверево" обучение по дополнительным профессиональным программам прошли 124 человека, что составляет 49% от общего числа педагогических работников (из 255 чел.).

Одними из основных направлений подготовки педагогов стали курсы по вопросам реализации обновленных ФГОС:

  • "Современные технологии и педагогические практики эффективной реализации ФГОС по информатике" - 1 чел.;
  • "Реализация требований обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в работе учителя" - 10 чел. и др.

Данные программы обучения позволили актуализировать требования к результатам и условиям реализации образовательных программ, а также пересмотреть способы взаимодействия с учениками в рамках учебного процесса.

Следующими по популярности, с учетом требований обновленных стандартов касательно организации воспитательной работы в образовательных организациях, стали курсы повышения квалификации "Разговоры о важном": система работы классного руководителя", на которые записался 21 сотрудник.

Необходимость создания в практической деятельности педагогов информационной образовательной среды и обеспечения электронного взаимодействия всех участников образовательного процесса стала причиной прохождения педагогическими кадрами курса "Организация сетевых образовательных проектов средствами медиаобразовательной среды в условиях реализации обновленных ФГОС" (4 чел.).

Внедрение системы наставничества в муниципалитете потребо¬вало дополнительной подготовки педагогических кадров по направлениям:

  • "Наставничество как педагогический подход к работе классного руководителя" - 1 чел.;
  • "Моделирование процесса научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров образования" - 3 чел.

Согласно требованиям обновленных ФГОС, результатом реализации обучающимися научной деятельности с использованием передового технического оборудования стало обучение 4 педагогов муниципалитета на курсах "Использование современного учебного оборудования в центрах образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста".

По итогам прохождения дополнительных профессиональных программ в муниципальном образовании "Город Зверево" на платформе РостоВики был разработан проект "Использование инновационных образовательных технологий в рамках реализации обновленных ФГОС". Проект создан с целью формирования организационно-методических условий эффективного развития кадрового потенциала, комплексного взаимодействия учреждений, обеспечивающих возможность восполнения дефицита кадровых ресурсов, а также использования инновационного опыта других образовательных организаций и ведения постоянной методической поддержки молодых кадров.

Цель (вызов) данного проекта совпадает со стратегической целью развития муниципальной системы методической работы и представляет собой создание единого городского содержательно-деятельностного пространства, объединяющего научно-методические, кадровые, организационные ресурсы для реализации стратегий повышения качества образования в муниципалитете в рамках внедрения обновленных ФГОС.

Участники проекта (педагогические работники) при осуществлении проектной деятельности должны пройти несколько этапов форсайт-сессии: предфорсайт, формирование групп участников, генерацию, действие и обновление, чтобы проверить гипотезу о том, повысится ли профессиональная компетентность педагогических кадров и качество образования в случае вовлечения администрации, педагогов в процесс управления и внедрения современных образовательных технологий через инновационную деятельность.

В рамках проекта участники изучат материал об инновационных образовательных технологиях в условиях современной школы, выявят степень эффективности использования различных инновационных образовательных технологий в пределах реализации обновленных ФГОС, а также разработают и внедрят комплекс инновационных образовательных технологий в учебно-воспитательный процесс.

Продуктом проектной деятельности участников может стать:

  • форсайт-карта развития образовательного процесса;
  • перечень проектных групп с ориентировочным составом перспективных работ;
  • материалы сессии (странички педагогических работников с теоретическим и практическим материалом, методические разработки по теме, индивидуальные образовательные маршруты для педагогов, по необходимости).

Выгода подобного проектирования для образовательных учреждений муниципалитета предстает в виде инициирования лучших управленческих идей, в выборе самых рациональных из них, в развитии и модернизации образовательных процессов, в вовлечении в активную творческую деятельность молодых специалистов и в повышении профессиональных компетенций педагогических работников.

Таким образом, результатом работы муниципальной методической службы Отдела образования Администрации города Зверево с начала 2022 года стало повышение профессиональных компетенций педагогических работников и развитие творческого взаимодействия всех субъектов образовательного процесса в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов.

Так, за истекший срок в муниципальном образовании "Город Зверево":

  1. по результатам оценки методических компетенций 2 педагога, работающих в МБОУ СОШ №1 имени генерал-лейтенанта Б.П. Юркова и МБОУ "Гимназия имени А.П. Чехова", прошли отбор в региональный методический актив;
  2. 4 педагога из МБОУ "Гимназия имени А.П. Чехова" прошли процедуру оценки предметных и методических компетенций с целью формирования кадрового резерва учителей общеобразовательных организаций Ростовской области, рекомендованных к привлечению к работе в качестве методистов;
  3. педагогический работник МБДОУ "Детский сад № 2 "Аленушка" принял участие в профессиональном конкурсе "Учитель-дефектолог";
  4. 1 управленческий работник из МБУ ДО ЦДТ поучаствовал в конкурсе "Руководитель года";
  5. учитель истории и обществознания из МБОУ "Гимназия имени А.П.Чехова" представил открытое мероприятие "Ленинград как символ героизма советского народа" для регионального навигатора методических активностей;
  6. инспектор-методист, работающий в Отделе образования Администрации города Зверево, принял участие в дистанционном формате региональной научно-практической конференции "Актуальные вопросы реализации обновленных ФГОС".

Подтверждением активной профессиональной деятельности и высокого уровня мастерства педагогических кадров муниципального образования "Город Зверево" служит представление к наградам и вручение следующих почетных грамот:

  • нагрудный знак "За верность профессии" - 1 чел.;
  • почетная грамота Минпросвещения РФ - 7 чел.;
  • благодарность Минпросвещения РФ - 1 чел.;
  • благодарственное письмо министерства общего и профессионального образования Ростовской области - 11 чел.;
  • благодарственное письмо депутата Государственной Думы Е.П.Стенякиной - 2 чел.;
  • благодарственное письмо Законодательного собрания Ростовской области - 1 чел.

Модернизация системы образования - рождает спрос на квалифи-цированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога. Муниципальное образование "Город Зверево" понимает это, поэтому продолжит и в дальнейшем работать над подготовкой свободно-мыслящих, прогнозирующих результаты своей деятельности и моделирующих образовательный процесс педагогов.

Т.С. Зайцева

Сайт создан в системе uCoz