MENU

Качество образовательных условий в ДОО (кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда, психолого-педагогические условия)

Качество образовательных условий дошкольного образования нами определялось по трём составляющим: кадровые условия, развивающая предметно-пространственная среда и психолого-педагогические условия. Оценка и отслеживание данных составляющих образовательных условий позволяют прогнозировать развитие системы дошкольного образования города Зверево и принимать управленческие решения в области кадровой политики, развития методической службы и оснащенности образовательных организаций.

Кадровые условия.

В качестве показателей, характеризующих кадровые условия дошкольного образования, в ДОО города Зверево сложилась следующая ситуация:

  • обеспеченность ДОО педагогическими кадрами – согласно штатного расписания в ДОО города Зверево 150,27 единиц педагогических работников, фактически работает 110 педагогов, следовательно обеспеченность педагогическими кадрами составляет 73%;
  • обеспеченность ДОО учебно-вспомогательным персоналом – ДОО города Зверево  на 100% обеспечены учебно-вспомогательным персоналом;
  • наличие у педагогических работников высшего образования (по профилю деятельности) – 35  педагогов ДОО имеют высшее образование по профилю деятельности, что составляет 32%;
  • уровень квалификации педагогов по результатам аттестации - 75 педагогических работников аттестованы на первую и высшую квалификационную категорию, что составило  68%;
  • своевременность получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогическими работниками и руководителем ДОО - 110 человек прошли курсы повышения квалификации по актуальным вопросам дошкольного образования за последние 3 года, что составило 100%;
  • нагрузка на педагогов – проведя анализ нагрузки на педагогов, нами получены следующие результаты: минимальная нагрузка на педагога составила 8,1 ребенок, средняя 8,4, максимальная 13,6.

Развивающая предметно-пространственная среда

Анализ  развивающей  предметно - пространственной  среды  ДОО города Зверево  показал,  что:

Оборудование групповых пространств   соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, здоровьесберегающее, развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей. 

Предметно - пространственная среда в  группах спроектированна в соответствии с программами ДОО.

Развивающая предметно-пространственная среда групп содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство групп  оснащено на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при этом сам ребенок становится активным в выборе и содержании своего образования, становится субъектом образования.

При создании развивающей образовательной среды педагоги руководствуются ФГОС  ДО  к структуре основной образовательной программы ДОО и к условиям ее реализации. Особое внимание уделено эстетическому оформлению помещений. В интерьере  групп  сделана ставка на «одомашнивание» предметной среды.

Пространство групп  организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных большим количеством развивающего материала.

Мебель и игровое оборудование в групп  установлено так, что ребенок может найти удобное и комфортное место для занятий, исходя из эмоционального состояния.

Пространство групп  трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе и от меняющихся  интересов и возможностей детей.

Педагоги создают творческую предметно-пространственную развивающую среду, которая вариативно используется детьми:  полифункциональные атрибуты, необходимые для ролевых игр, удобные ящики для мелкого игрового материала, столики и стулья. Воспитатели используют методы как прямого, так и косвенного воздействия, стараясь дать детям больше самостоятельности.

Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровых зон  находится ковер-место сбора всех детей. Игровые зоны оснащены уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинками, игрушечными дикими и домашними животными.

Оборудование предметно-пространственной среды для детей согласно возраста.

  • Для обеспечения оптимальной двигательной активности;
  • для сюжетно-ролевых игр;
  • для сенсорного развития;
  • для экспериментирования;
  • для социально-личностного развития;
  • дидактические, развивающие игры.

Игровой материал периодически меняется, появляются новые предметы стимулирующие  игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую активность детей, таким образом, развивающая среда групп  является вариативной.

Каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: ручной труд, рисование, конструирование, экспериментирование, театрально-игровая деятельность.

В оборудовании имеются все материалы, активизирующие познавательную деятельность, развивающие игры: технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой деятельности, большой выбор природного материала.

Подобранные материалы, учитывают интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

Имеется достаточное количество игрового оборудования в соответствии с контингентом детей:

  • образно-символический материал (специальные наглядные пособия, репрезентующие детям мир вещей и событий);
  • Материалы и оборудование для познавательно-речевого развития;
  • Материалы и оборудование для социально-личностного развития;
  • Материалы и оборудование для художественно-эстетического развития.
  • Материалы и оборудование для физического развития.
  • Учет полоролевой специфики в организации ПРС пространства;

Учитывается соблюдение принципов:

  • информативности
  • вариативности
  • полифункциональности
  • педагогической целесообразности
  • трансформируемости

Вывод: Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО города Зверево  создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого  ребенка.

Психолого-педагогические условия.

В качестве показателей, характеризующих психолого-педагогические условия в ДОО,  мы брали их соответствие пункту 3.2. требований ФГОС ДО. В ФГОС ДО выдвигаются следующие требования к психолого-педагогическим условиям:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки - педагоги проявляют уважение ко всем детям, обращают внимание детей на эмоциональное состояние друг друга, обучают способам взаимодействия, в том числе способам решения конфликтов.
  • поддержка взрослыми доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности - педагоги оказывают недирективную помощь детям, предоставляют возможность для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности - педагоги оказывают недирективную помощь детям, предоставляют возможность для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия - педагоги не ограничивают естественный шум в группе, не используют методы, которые могут испугать, унизить или обидеть ребенка, адекватно реагируют на жалобы детей, в ДОО осуществляется профилактика профессионального выгорания у педагогов.

Данные получены на основе анкетирования родителей (законных представителей), аналитических справок и наблюдений за деятельностью педагогов.


Аналитическая справка по результатам анкетирования родителей на тему: "Удовлетворенность качеством образовательных услуг и эмоционального благополучия детей в МБДОО города Зверево"

Сравнительные данные по результатам социологического и психолого-педагогического мониторинга в МБДОУ города Зверево (май 2019 года, апрель  2020 года, апрель 2021 года).

Мониторинг численности педагогов, включая заведующих ДОО, старших воспитателей ДОО, освоивших дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников ДОУ

Мониторинг развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО  соответствия принципам ФГОС ДО в 2020-2021 уч. году

Мониторинг состояния эффективности предоставления времени и пространства детской игре и корректировки режимов дня в ДОО по результатам внедрения чек-листа

Мониторинг условий

Сайт создан в системе uCoz